Бихевиоризм — психология моделей поведения человека

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter

О высоких материях, бессознательных глубинах рассуждать можно бесконечно. Но жизнь — это движение. Без него все вокруг застынет. Чтобы воплощать мечты, достигать целей, надо действовать. Но действовать не хаотично, а со знанием дела. Необходимым и достаточным условием получения желаемого может оказаться изменение привычного образа поведения.

Содержание

  1. Основоположник
  2. Предпосылки зарождения бихевиоризма
  3. Основная идея бихевиоризма

Исследованием моделей поведения, способов управления им занималось направление психологии бихевиоризм. Его представители рассматривали психологические исследования с материалистической точки зрения. Объективность, измеримость, естественнонаучные методы — кредо бихевиористов. Теории классического, оперантного, социального научения приоткрыли завесу тайны на механизмы усвоения новых моделей поведения.

Основоположник

Основоположником психологического направления бихевиоризма стал американский ученый Джон Уотсон. Родился в бедной семье. Отец был далеко не образцовым семьянином, отличался буйным нравом, пил. Ушел из семьи, кода ребенку исполнилось 13 лет. Это стало потрясением для Джона. Со стороны мамы шло сильное давление на сына. Будучи очень религиозной женщиной, она желала видеть своего ребенка исключительно священником.


Юноша окончил Гринвельский баптистский университет, получил магистерскую степень. Тогда же умерла его мама, дав сыну свободу от обещания обязательно стать священнослужителем. Молодой Джон Уотсон принял решение прекратить свое движение к воплощению маминой мечты в свою жизнь. Поступлению в Принстонскую теологическую семинарию, он предпочел Чикагский университет. 1903 год ознаменовался для Джона получением ученой степени по философии. Уотсон стал самым молодым доктором Чикагского университета.
Дальнейшая научная деятельность протекала под эгидой психологии. В 1913 году свет увидела программная статья Джона Уотсона под названием «Психология с точки зрения бихевиориста«. В своем труде ученый выступил против распространенного тогда интроспективного подхода, предложил новые революционные подходы, в которые искренне верил. Джон Уотсон ратовал за научные методы исследования, уже давно описанные естественными науками. Предметом психологии предлагал выбрать более объективную субстанцию — поведение. В 1920 году, несмотря на все научные регалии, Уотсон был вынужден оставить научную карьеру. Причина — громкий развод с супругой и последующая женитьба на своей ассистентке. Ему с нуля пришлось осваивать другую профессию. Новая карьера Уотсона началась в известном рекламном агентстве Джеймса Уолтера Томпсона. Уже через 4 года Джона Уотсона назначили вице-президентом этой фирмы.
Уотсон продвигал методы прикладной науки в сферы рекламного, и не только, бизнеса. В этих целях он использовал лекции, активно печатал статьи в прессе. Также он не забывал продвигать идеи бихевиоризма.

Предпосылки зарождения бихевиоризма

В конце 19 века метод интроспекции стал основным инструментом изучения психики. Со временем увлечение этим методом вместо развития подвело психологию к кризису. Интроспективный подход отождествлял область психического с сознанием. Подчеркивал отсутствие иных способов ее изучения, кроме как субъективных. Подобное замыкание сознания на самом себе обязательно со временем должно было завести в тупик. Стал очевиден отрыв психического от сферы объективного бытия, самого человека.
Отсутствие объективных измерений, разрозненность данных исследований — главные недостатки интроспекции. Они обусловили появление предпосылок для сомнений в жизнеспособности этой теории. Резко снизился интерес общественности к психологии.

Основная идея бихевиоризма

Джон Уотсон находил, что поступки человека влияют на окружающих людей сильнее, нежели его внутренний мир. Именно поведение имеет наибольшую важность в жизни личности. Практичнее искать понимания природы человека через изучение его поведения. Оно подвластно объективному наблюдению. Так развивалась центральная идея бихевиоризма, которая подчеркивала ведущую роль и высокую приоритетность изучения поведения для дальнейшего развития психологии, полностью отрицала целесообразность исследования человеческого сознания.

  • Теории научения

    В процессе работы над созданием теоретической базы бихевиоризма Джон Уотсон выделил два вида реакций: врожденные и приобретенные. Описание первых продвигалось достаточно хорошо. С выявлением принципов образования новых возникали сложности. Решение данной задачи в дальнейшем привело к формированию теории классического научения.

  • Классическое научение

    Джон Уотсон определял научение как вырабатывание условных реакций на стимульное воздействие. Поведение он определял как систему реакций на влияния из внешней среды. За каждым действием человека, непременно стоит внешняя причина. Так появилась небезизвестная формула:
    SR,
    где S – любого рода событие среды, которое индивид способен воспринять; R – любой характер поведения, демонстрируемого индивидом. Формула стала главным инструментом объяснения поведение человека. Классический бихевиоризм очень интересовали две задачи: научиться исходя из ситуации прогнозировать поведение, по характеру реакции определять ее стимул.
    Процессы образования новых и закрепления желательных реакций Джону Уотсону помогли научные труды И.П. Павлова и В.М. Бехтерева. Исследования советских ученых содержали обоснование механизмов формирования условных рефлексов. Концепцию об условных рефлексах Джон Уотсон закладывает в основу своей естественнонаучной психологической теории, утверждая, что каждая ранее несвойственная реакция приобретается путем обуславливания.

  • Оперантное научение

    Американский психолог Беррес Фредерик Скинер изучал особый вид реакций — оперантных. Основная идея Скинера в том, что человек ведет себя определенным образом не из-за стимулов, а из-за последствий. Оперантные реакции возникают тогда, когда какое-то действие получает подкрепление. Так нужная реакция фиксируется, закрепляется и происходит научение. При поощрении действий индивида, вероятность их повторения в будущем увеличивается. При наказании — вероятнее индивид не будет склонен совершать их снова.
    В 1938 году Скинер предложил термин «оперантное научение». Механизмы обусловленного научения получили широкое практическое применение: избавление от страхов и фобий; коррекция трудновоспитуемости и агрессивности детей, избавление от вредных привычек, работа с конфликтными ситуациями в семье.

  • Социальное научение

    Канадско-американский психолог Альберт Бандура был одним из тех, кто развивал эту теорию. Основная идея — научение путем наблюдения, подражания. Люди видят следствия поступков своих, окружающих. Одни действия приводит к успеху, поощряются. Другие — заканчиваются неудачей, наказываются. Усваиваются те модели поведения, которые обеспечивают более желанный результат.
    Моделей для подражания предостаточно. Люди могут найти их в художественных произведениях, фильмах, проповедях. Телевидение четко улавливая потребности людей, является поставщиком нескончаемых примеров. Альберт Бандура занимался также изучением проблем глобальной социализации, процесса, позволяющего обществу побуждать людей воспроизводить определенные социально приемлемые типы поведения.
    Как и другие концепции научения, эта теория имеет ограничения. Не все, чему индивид научается, результат наблюдения за другими людьми, подражания им. Он осознано отказывается от каких-то видов поведения, даже при всей их адекватности, поощряемости. Когнитивное осмысление — неотъемлемый инструмент научения.

Огромный вклад бихевиоризма, наряду с гельштат-психологией и психоанализом, в развитие психологии неоспорим. Главным методом исследований наконец стал строгий естественнонаучный эксперимент. Были хорошо освещены механизмы научения. Наметилась тенденция признания важности сознания психологами-бихевиористами. Это и стремительное развитие кибернетики создали предпосылки для развития когнитивной психологии, занимающейся процессами познания на основе аналогии с системой работы вычислительного устройства.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter