Гештальт-психология — основные принципы и идеи познания себя

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter

Многие психологи выбирают гештальт терапию как действенный способ для проработки сложных личностных ситуаций. Что это за направление и как все-таки закрыть персональный гештальт?

Классическая психология начала 20 века зашла в тупик. Идея толкования субъективного опыта как суммы отдельных ощущений и ассоциаций, связанных с ними опосредованно, исчерпала себя. Оказалось, что многие наблюдаемые феномены объяснить с помощью такого подхода невозможно.

Содержание

  1. Идея гештальтпсихологии
  2. Фи-феномен и появление нового течения
  3. Влияние предшественников и смежных наук
  4. Способы изучения психики и ключевые достижения
  5. Влияние гештальт-психологии: новые теории и прикладная реализация
  6. Гештальттерапия

Из ряда исследовательских экспериментов стало очевидно: целое не равно сумме отдельных частей, если речь идет о механизме восприятия человеком окружающего мира. Впечатления и ощущения не получается повторить, просто воспроизведя сопутствующие физические условия (форму, цвет, тактильное переживание).

Идея гештальтпсихологии

Кризис классической науки стимулировал появление и развитие новых философских и психологических направлений. В попытках объяснить механизмы работы психики ученые часто заимствовали базовые идеи и подходы из других наук.

Одна из теорий использовала аналогии с физикой и основывалась на существовании в сознании некоего субъективного поля, сравнимого с электромагнитным. В поле психическом также предполагалось существование ряда разнонаправленных сил, окончательный результат взаимодействия которых и воспринимается сознанием как финальный образ. При этом то же впечатление невозможно описать через сумму отдельных составляющих. Несколько позднее эта идея разовьется в направление, известное сегодня как гештальт-психология.

Отдельные понятия, используемые в этой школе, появились до формального становления направления. Так, принцип транспозиции еще в конце 19 века сформулировал австриец Х.Эренфельс. Мелодия, сыгранная выше или ниже оригинальной тональности, безошибочно узнаваема, хотя не содержит ни одного элемента «базового переживания». Этот пример наглядно доказывает, что трактовка образа как списка связанных деталей несостоятельна. Цельный образ, разделение которого на более мелкие элементы приведет к потери сути, позднее был назван «гештальтом».

Фи-феномен и появление нового течения

Φ, φ (название: фи, греч. φι) — 21-я буква греческого алфавита.

Зародилась гештальт-психология около века назад – в 1910-е годы. Родоначальником этого течения считается Макс Вертгеймер. Формальной точкой остчета считают 1912 год, в котором Вертгеймер опубликовал работу, посвященную фи-феномену (принципу несводимости общего к перечню всех его компонент). Именование выявленных закономерностей греческими буквами, как и идея полей, было заимствовано из физики.

Путешествуя поездом, Вертгеймер обратил внимание на огни за окном. Логически понимая, что наблюдает два разных неподвижных источника света, он все же субъективно толковал их как единый передвигающийся предмет. При росте скорости утрачивается даже чувство объекта – остается ощущение движения «самого по себе».

Запершись в придорожном отеле, Вертгеймер месяц исследовал феномен, объяснения которому не могла дать наука того времени. Тогда и родилось понятие «целого», неделимого без потери свойств (в родном языке ученого – немецком – термин звучит как Gestalt).

Значительный вклад в направление внесли и его коллеги по Берлинскому университету К.Коффка и В.Келлер. Гештальт-психологию иногда называют Берлинской школой — по месту работы ученых, стоявших у истоков направления.

Влияние предшественников и смежных наук

Гештальт-психология разрабатывала проблему целостности восприятия, поднятую Австрийской школой. Философским базисом был выбран «критический реализм». Течение признает раздельное существование:

  • физического мира;
  • мира ощущений (в зависимости от контекста признаются «объективными» и «субъективными»).

Субъективный мир можно рассматривать в двух вариантах:

  • как реальность физиологическую (как изменения, вызываемые в мозге разнообразными влияниями окружающего мира);
  • как реальность феноменальную, или психическую.

Реальности изоморфно связаны: процессы в одной линейно сопоставимы с процессами в другой. Связь эта двухсторонняя, а значит, изменения в психике можно объяснить на уровне физиологии работы мозга. Но гештальт-психология не отказывается и от исследований методом феноменологического самонаблюдения.

Способы изучения психики и ключевые достижения

Особо интересовали представителей этой школы визуальные иллюзии:

  • феномену мнимого передвижения статических предметов;
  • иллюзиям формы (в первую очередь особенностям трактовки фона и фигуры);
  • оптическим иллюзиям, основанным на впечатлении от геометрических форм.

Итогом работы стала формулировка ряда психических законов:

  • правило близости (между расположенными рядом предметами человек предполагает наличие взаимосвязи);
  • правило подобия (объективно независимые друг от друга предметы, сходные между собой по размеру, форме, цвету или другим характеристикам, мозг склонен трактовать как группу);
  • правило завершенности (мозг «додумывает» незавершенную форму – так, линия горизонта на фото может перекрываться горой, но человек легко «достраивает» скрытый элемент);
  • правило продолжения (часть, находящаяся вне поля зрения, может «достраиваться» в воображении);
  • правило простоты, или «хорошего продолжения» (целостный образ формируется из наиболее простых и логичных составляющих, лишние и не вписывающиеся в концепцию детали «корректируются», упрощаются или отбрасываются);
  • правило разделения (предмет, резко контрастирующий по ряду признаков с окружением, проще отделить от фона – например, темная фигура на однородной светлой подложке будет замечена в первую очередь);
  • правило появления (из множества разнотипных мелких объектов частное выделяется сознательным усилием, и лишь тогда частное «появляется» в картине мира, а прочие элементы переходят в разряд фона).

Весомый вклад гештальт-психологи внесли и в развитие конфликтологии. К.Левин фактически основал этот раздел науки, описав основные типы противоречий, свойственных психике человека.

Конфликт определяется им как состояние, при котором на личность одновременно влияют две (или более) сонаправленных или противоположных по эмоциональному вектору силы. Противоречия делятся по типу на конфликты:

  • Двойного притяжения;
  • Двойного отталкивания;
  • Притягивания и отталкивания одновременно.

Выбор между походом в кино или на концерт – упрощенный пример конфликта по принципу двойного притяжения. Оба события позитивны, но выбрать можно лишь один из вариантов.

Пример конфликта по принципу двойного отталкивания: не хочется работать, но и риск сорвать сроки проекта оптимизма не вызывает. Выбор обычно делается в пользу меньшей угрозы.

Конфликт может образоваться при влиянии разнонаправленных сил (хочется пригласить на свидание коллегу, но останавливает страх получить отказ). Для восстановления психического баланса одна из сил должна перевесить.

Позднее классификация была дополнена еще одной разновидностью, где оба варианта обладают и плюсами, и минусами. В пример можно привести ситуацию со сменой места работы.

Влияние гештальт-психологии: новые теории и прикладная реализация

Теория Левина стала базой для появления в США современной школы социальной психологии. На ее основе Ф.Хайдер создал теорию о состоянии когнитивного баланса (стремлении индивида к восстановлению психологического равновесия и его способности этого равновесия достичь без изменения внешних условий). На том же базисе выстроена теория Л.Фестингера о когнитивном диссонансе – стремлении личности избавиться от противоречий в субъективной картине мира.

Законы визуального восприятия, описанные в гештальт-психологии, повсеместно применяются в дизайне. С учетом этих правил разрабатываются все объекты, с которыми сталкивается человек: от мебели до компьютерных интерфейсов.

Гештальттерапия

Этот метод коррекции имеет мало общего с гештальт-психологией как таковой. Гештальт терапия использует тот же базис: берет за основу идею возможности переструктурирования пережитого опыта и поиска баланса. В терапии часто применяется и самонаблюдение. Одна из известных техник – «метод пустого стула». Человеку предлагают представить себя в качестве собеседника, проговорить актуальные проблемы и внимательно отслеживать переживаемые при этом ощущения.

Законы, выведенные в рамках исследований гештальт-психологов, широко используются в практических сферах на ряду с психоанализом. Ее теоретические основы и методы изучения психики не только дали толчок для развития целой плеяды новых направлений, но и стимулировали создание самостоятельных дисциплин.

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter