Психотерапия Альберта Эллиса РЭПТ или как подружиться с самим собой

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter

Рационально-эмотивная-поведенческая терапия (РЭПТ) Альберта Эллиса помогает людям в преодолении трудностей при достижении своих целей, общении, адаптации, а также людям, имеющим психосоматические проблемы. Чаще всего с подобными сложностями сталкиваются те, кто недостаточно самоуверен или самоутвержден в жизни.

Содержание

  1. Почему от них лучше отказаться
  2. Почему ими полезнее вооружиться
  3. Выявление ошибочных убеждений
  4. Этапы процесса изменения установок

Они забывают о себе, не развиваются, не уважают собственные потребности, чрезмерно пытаются произвести хорошее впечатление. Либо, наоборот, такое пренебрежительное отношение направлено ими на других. Они видят риски даже там, где их нет. Легко поддаются негативным переживаниям, которые могут перерасти в бурные эмоции, способные смести все на своем пути.

В противоположность им более уравновешенными в эмоциональном плане являются уверенные в себе люди. Они способны ясно и искренне выражать свои потребности, озвучивать свои просьбы, чувства и отказы. Активно стремятся к достижению целей, не пытаясь при этом унизить других и принимая во внимание возможные риски.

Основоположник РЭПТ объяснял проблемы эмоциональной сферы нарушениями в сфере убеждений. Эти нарушения были названы им иррациональными установками. Занимаясь их исследованиями, Эллис обнаружил и выделил базовые иррациональные верования, лежащие в основе большого количества эмоциональных расстройств.

Почему от них лучше отказаться

Формирование иррациональных установок свойственно периоду детства. Ребенок еще не имеет возможности самостоятельно выбирать себе убеждения. Он впитывает те, что осознанно или нет предоставляются значимыми взрослыми из его окружения: родителями, бабушками, дедушками, воспитателями, учителями. Поэтому приобретенные установки догматичны, возведены в ранг непреложной истины, абсолютизированы. Они управляют поведенческими реакциями ребенка, и продолжают управлять ими, даже когда он становится взрослым. Руководствуясь этими верованиями, человек придумывает и выдвигает категоричные предписания себе, другим, миру. Они проявляются через использование установок «надо», «обязан», «должен», и ведут к развитию дисфункционального, даже девиантного поведения – курение, алкоголизм, а также злоупотребление другими веществами.

Иррациональные требования к самому себе обычно сформулированы подобным образом: «Я просто обязан быть безупречным, только тогда меня будут одобрять другие». В случае не получения удовлетворения этих требований, человек занимается самоедством, самоуничижением. Как правило, это ведет к развитию негативной самооценки, формированию ощущения «я – плохой, недостойный». Человек становится подвержен отрицательным эмоциям, таким как стыд, вина, тревога, гнев. Может развиться депрессия.

Иррациональные требования к окружающим бывают выражены подобным образом: «Люди обязаны быть безупречными во всем, что они делают, иначе они негодяи». Установки, провоцирующие такие ожидания от окружающих, зачастую ведут к чувствам негодования, гнева. Также эти верования могут провоцировать пассивно-агрессивную форму поведения или даже насилие.

Иррациональные предписания миру могут быть выражены, к примеру, в такой форме: «Миру непременно должно быть справедливым, обеспечивающим комфорт». Верования, под влиянием которых у человека формируются подобные ожидания от окружающего мира, зачастую ведут к развитию чувства жалости к себе, к обидам. Далее это может приводить к алкоголизму или наркомании. Также могут возникать проблемы с самодисциплиной, проявляющие себя постоянными промедлениями.

Помимо этого, чрезмерному преувеличению негативных последствий различных событий Альберт Эллис дал название «иррациональные катастрофические установки». Они проявляются использованием в речевых оборотах оценочных суждений, отражающих крайние степени положительных или отрицательных явлений: «ужас», «катастрофа», «кошмар», «невыносимо» или «восхитительно», «потрясающе», «ошеломляюще».

Иррациональные установки характеризуются как категоричные эмоционально-когнитивные взаимосвязи. Они отражают жесткие предписания, требования, приказы. Исключений в данном случае даже не подразумевается. По этим причинам к действительности они не имеют никакого отношения.

Однажды сформировавшись, далее они функционируют уже как самостоятельные, автономные структуры. Раз за разом они провоцируют возникновение патологических эмоциональных реакций. Это создает серьезные помехи человеку на пути достижения его целей.

Почему ими полезнее вооружиться

Согласно РЭПТ, люди ощущают себя более счастливыми, когда стремятся к достижению важных жизненных целей. В данном контексте, иррациональное препятствует их осуществлению, а рациональное, наоборот, способствует их достижению.

Поэтому в рамках данной концепции рекомендуется перестроиться на рельсы рациональной системы убеждений. Ей свойственны гибкие эмоционально-когнитивные связи.  Такие взаимосвязи носят не категоричный, а вероятностный характер, и выражены как пожелания, предпочтения. Вызывают обычно умеренную эмоциональность. Если возникают эмоции более интенсивного характера, то обычно на относительно непродолжительный отрезок времени, и не становятся существенной помехой на пути к цели. Исходя из условий конкретной ситуации человек готов к корректировке своих установок, готов делать исключения.

В первую очередь, наиболее рациональным для человека представляется овладение искусством безусловного самоприятия. Для этого нужно перестать давать себе однозначные оценки, поскольку человек – это сложное, многогранное, постоянно развивающееся существо. Людям свойственно ошибаться. Поэтому нужно немного расслабиться и дать себе это право на ошибку.

Вторым важным моментом, наиболее рациональным для человека является высокая степень толерантности. Иными словами, это приятие других, окружающего мира, таковыми, каковы они есть. Эти рационально-эмоциональные факторы лежат в основе как психологического, так и соматического здоровья каждого человека.

Выявление ошибочных убеждений

Иррациональные установки поддаются корректировке и изменению. Но в начале их необходимо обнаружить. То, как мысли оказывают влияние на эмоциональную сферу человека, его поведение и физиологию можно увидеть на ниже представленной схеме. Она отражает алгоритм, по которому в зависимости от интерпретаций того или иного события человеком вырабатывается свой уникальный способ реагирования на него.

Схема формирования реакции на активирующее событие

Определив в результате самонаблюдения и самоанализа иррациональные установки можно переходить к их реконструкции. Именно изменение ошибочных верований способно привести к новым формам эмоционального реагирования. В процессе РЭПТ человек обретает такую возможность – управлять своими ошибочными убеждениями.

Этапы процесса изменения установок

Основная цель РЭПТ – это постепенное подведение человека к «отказу от требований». Она направлена на кардинальную трансформацию долженствования, перфекционизма, грандиозности, нетерпимости. РЭПТ происходит в несколько этапов:

  1. Исследование поведения для выявления в нем несоответствий обстоятельствам или моменты заторможенности.
  2. Выявление внутренней эмоции, с которой они связаны. Таких эмоций может быть несколько.
  3. Идентификация мыслей, провоцирующих возникновение этих эмоций.
  4. Противопоставление этих мыслей и убеждений окружающей действительности посредством системы объективного спрашивания.

Для проведения четвертого этапа используются вопросы такого плана: Какова степень моей уверенности в истинности этой мысли от 0 до 100 процентов? Каковы шансы по шкале от 1 до 10, что именно так окажется на самом деле? Чем это можно обосновать? Уверен ли я, что это возможно? Кто так сказал? Всегда ли человек, который это сказал, оказывается правым? Всегда? Никогда? Все подряд? Никто?

При последовательном эффективном опровержении иррациональных верований, обличении их несостоятельности на уровне поведения, приведении рациональных аргументов интенсивность эмоционального фона человека снижается. В результате РЭПТ человек должен осуществить переход от детской инфантильности к психологической зрелости.

Учитывая, что убеждения не всегда сознательны, а человек воспринимает их как абсолютные истины, они могут сильно повлиять не только на поведение, но и на его характер. Именно так человек становится тревожным, застенчивым, перфекционистом, пессимистом или склонным к чувству вины. Не стоит верить, что беспокойство, пессимизм или чувство вины заложено в человеческой природе. Только восприятие, мысли и убеждения делают человека таким.

Следовательно, производя замену иррациональных убеждений на рациональные, человек приобретает возможность не только освоить новое для себя продуктивное поведение, но и улучшить свой характер. Все вместе это будет способствовать росту уверенности в себе, эффективной самореализации и самоутверждению.

 

Share on VKShare on FacebookTweet about this on Twitter